Номер 8-9

       
 


 

Комплекс исключительности , как его ни трактовать - "изгойство" или "избранность", принимает подчас самые причудливые формы. одной из них стал повышенный интерес к проблеме "художественных связей". которая ни в какой из национальных исследовательских школ не занимает столь большого места, как у нас. Однако сейчас это направление получило поддержку наших зарубежных коллег, увлеченных структурированием межнационального культурного пространства. значение локальной культуры для мирового художественного процесса - одна из ключевых проблем постмодернистической эпохи. Странным образом это оказалось созвучно "пунктику" русской культуры, извечно занятой нашим надуманным или действительным одиночеством. Старый вопрос о влияниях и связей обрел неожиданную молодость и даже инфальтильность, более всего очевидную в методике, находящейся на фактологическом уровне. по большему счету, целью исследований оказывается уточнение биографий людей и памятников, что полезно , но скучно. Нам бы хотелось бы перевести ученые занятия " художественными связями " из археологической в искусствоведческую плоскость. а именно : опираясь на общие творческие и эстетические проблемы. исследовать локальные версии их решения. Этому и будет посвящена следующая серия выпусков "Пинакотеки" , которую открывает наш новый номер. Его темой стало коллекционирование русского искусства за рубежом. Нам было интересно посмотреть, что именно из произведений отечественной художественной школы вошло в международный контекст и почему. а дальше, отказавшись от амплуа незаслуженно непонятного, можно попытаться взглянуть на себя со стороны. Помня о том, что наши оценки своей культуры еще более субъективны.

Наталья Сиповская

 

картинка В. Д. Бурлюк. Букет. Начало 1910-х г.



картинка "О Тебе радуется".
Конец XVII века.



картинка Пасхальное яйцо "Екатерина Великая".
Фирма Карла Фаберже,
С-Петербург. 1914 г.



картинка В. В. Кандинский.
Живопись с тремя пятнами 1914 г.



картинка Франциско Инфанте. Артефакты.
Из серии "Выстаивание знака, или Вывернутая перспектива". 1984-86 гг.



картинка Каналетто. Венеция. Большой канал с церковью Санта- Мария делла Салюте. Вид в сторону площади Сан-Марко. 1744 г. Королевское собрание , Лондон.



картинка И. И. Машков.
Пейзаж с башнями.
1911 г.



картинка В. Л. Боровиковский.
Портрет А. П. Новосильцева. 1814 г. Частое собрание, Лондон.



картинка Николай Рерих.
Сокровище ангелов.
1904 - 5 гг.



картинка Василий Кандинский.
Между двоих (Между двух) 1934 г.



 

СОДЕРЖАНИЕ

КАМЕРА ОБСКУРА

Андрей Толстой. Накануне "первого бала": русское искусство на Западе на рубеже ХIX-XX веков.


Статья кандидата искусствоведения, занимающегося международными художественными связями, посвящена рассмотрению причин интереса на Западе рубежа XIX-XX столетий к русскому искусству и анализу конкретных путей, по которым произведения русского искусства проникали в этот период в музейные и частные собрания Европы ( в частности, Франции, Германии, Скандинавии) и Северной Америки. Это был канун всеобщего признания авторитета русского авангарда, театрально декорационной живописи и иконописи в 1910-е годы.

Андрей Ковалев. Мы Другие или Другие Мы.

Статья, кандидата искусствоведения, художественного критика, посвящена проблеме восприятия русского авангарда на Западе и в самой России. Период бурного успеха русского искусства на Западе сменился годами замалчивания этого наследия в самой России. Только после Второй мировой войны новый всплеск интереса к русскому искусству начала века на Западе стимулировал его второе "открытие" на родине, куда русский авангард вернулся как "импортный товар". В исследовании русского авангарда автор отмечает две основные тенденции: формалистскую и радикальную, и рассматривает особенности каждой.

Александра Шатских. Русский авангард в американском зеркале. Взгляд из Москвы.

Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания излагает свою точку зрения на два разных подхода изучения русского авангарда - в России и за рубежом, в частности, в США. Их различие объясняется, с одной стороны, недоверием к науке недавнего советского прошлого, а с другой - большим авторитетом теоретического знания в американском искусствоведении, оказывающего влияние на интерпретации (идея "великой утопии" авангарда, "гендерный подход" к его анализу и т.д.).

Варвара Ракина. Русское классическое наследие за рубежом.

Кандидат искусствоведения, сотрудник ГТГ и музея "Останкино", рассматривает в своей статье некоторые зарубежные музейные собрания, обладающие произведениями русского искусства XVIII - XIX веков ( в частности, Музей Орсэ в Париже, Галерею Уффицци во Флоренции, Кунстахалле в Киле) и вводящие их мировой художественно- исторический контекст.

Эва Хауштайн-Бартш. Собрания русских икон в музеях Западной Европы и история Музея икон в Реклингхаузене.

Статья доктора истории искусств, научного сотрудника Музея икон в Реклинхаузене(Германия) касается вопроса истории коллекционирования русских икон в Западной Европе и представляет собрание уникального музея икон, включающее около 400 произведений иконописи и церковной утвари, в основу которого вошли произведения из двух частных собраний.

BLOW UP

Реликвии империи

Наталия Семенова. Несовременная коллекция русского парижанина.

Искусствовед, специалист в области коллекционирования Н.Семенова представляет предметы русской живописи и декоративно-прикладного искусства из частного французского собрания.

Энн Одом. Американский коллекционер Марджори Меривезер Пост открывает русское искусство.

Главный куратор и директор музея Хиллвуд представляет уникальную коллекцию музея, которая считается лучшим собранием русского искусства в США. Уникальные иконы, живопись 18-начала19 столетия, предметы церковной утвари, фарфор, мебель были собраны Маджори Меривезер Пост, которая в первом замужестве была супругой посла США в Советском Союзе. Попав в Москву в конце 1930-х годов, г-жа Пост была увлечена русским искусством, и тогда же было положено начало этой коллекции, которую она пополняла на протяжении всей жизни, до 1973 года. По ее завещанию коллекция открыта для публики.

Розита Пунте Дель Эсте. Коллекция графа Зубова в Буэнос-Айресе.

Аргентинский искусствовед описывает уникальное собрание русского искусства из коллекции антиквара графа Сергея Зубова (1881-1964), которое хранится ныне в Национальном музее декоративных искусств в столице Аргентины.

Александр Тихонов. Собрание Фонда памяти Татьяны Зубовой в Женеве.

Часть обширного собрания Сергея Зубова, переданная в дар городу Женеве, стало предметом пристального внимания журналиста, специализирующегося на антикварном рынке ряда европейских стран.

Авангард

Александра Шатских. Русский авангард в Америке. Собрание американского художественного фонда.

Публикации произведений из коллекции Фонда Ротшильдов в США, в частности, В. Кандинского, К. Малевича, Л. Поповой, А. Экстер, И. Чашника, Л. Лисицкого, К. Зданевича, А. Веснина, А. Лепорской и др. художников.

Публикация Андрея Толстого. Русский авангард среди шедевров мирового искусства.

Публикация произведений русского искусства периода конца 1900-х - конца 1920-х годов из Музея Тиссен-Борнемиса в Мадриде и виллы Фаворита в Лугано. Репродуцируются работы В. Кандинского, М. Шагала, А. Явленского, В. Бурлюка, М. Ларионова, Н. Гончаровой, В. Степановой, О. Розановой. И. Чашника, Ю. Анненкова, А. Экстер, Н. Удальцовой, Б. Григорьева и др. авторов.

А.Ш. Живопись первой трети ХХ века из коллекции Андрея Еремина (Майнц-Москва).

Среди произведений этого собрания - работы К. Малевича, Д. Штеренберга, А. Лентулова, И. Машкова, Р. Фалька, Е. Гуро, М. Матюшина, А. Моргунова, А. Древина, Н. Удальцовой и др. мастеров.

Эмиграция

Кеннет Арчер. Картины Николая Рериха, найденные в университете Брайдайс, США.

Статья доктора философии и истории искусства посвящена судьбе значительной части творческого наследия Николая Рериха в США, в том числе тех, которые хранились в Музее Рериха в Нью-Йорке (в частности, знаменитого монументального полотна "Сокровище Ангелов").

Вита Сусак Цареградские акварели Алексея Грищенко.

Статья кандидата искусствоведения, научного сотрудника Львовской картинной галереи посвящена акварельной серии 1919-1921 года украинского художника Алексея Грищенко (1873, Черниговская обл. - 1977, Париж). Работы этой серии находятся в нескольких частных собраниях во Франции.

Private collections

Современное искусство

Ханс-Петер Ризе Продолжающееся изгнание. Современное русское искусство в немецких собраниях.

Материал немецкого историка искусства и журналиста посвящен трем частным коллекционерам Германии, собирающим современное русское искусство (самому автору, а также Рувиму Бессеру и Берндту Бирфройнду). В их собраниях - работы известных "нонконформистов" В. Немухина, Э. Штейнберга, Ф. Инфанте, В. Вейсберга, В. Яковлева, Д. Краснопевцева, О. Рабина, В. Янкилевского и др. авторов.

Фаворит коллекций

Артур Рондо. Фортуна прирожденного стилиста.

Статья о некоторых малоизвестных произведениях Исаака Бродского в частных собраниях.

Рынок

Федор Крюгер. Русские в Италии.

История значительного произведения М. Скотти - "портрета графа Кутайсова с детьми" (1839).

Наталия Сиповская. Петербургские резиденции в неорусском свете.

В статье кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника Государственного института искусствознания, анализируется редкий сервиз 1860-х-18870-х годов Императорского фарфорового завода, украшенный росписью с изображением видов пригородных императорских резиденций.

Сергей Подстаницкий. О шпаге Светлейшего князя Голенищева-Кутузова.

Статья рассказывает интересную историю шпаги, которая принадлежала выдающемуся русскому военачальнику рубежа XVIII-XIX веков.

Софья Покровская. Блестящий отпрыск галилеевой трубки.

Статья привлекает внимание читателей к редкому театральному биноклю, изготовленному в 1908-09 годах одним из известных мастеров фирмы "Фаберже" Хенриком Вигстремом. Иллюстрированный обзор антикварного рынка Москвы и Санкт-Петербурга весны и лета 1999 года.

Джоанна Викери. Прошлое и будущее русского рынка в аукционном доме Sothebу's.

Сотрудница русского отдела аукционного дома Sothebу's анализирует основные тенденции и динамику эволюции "русских аукционов" 1995-98 годов. К статье прилагается иллюстрированная таблица топ-лотов "русских торгов" за указанные годы.

Увлечения

Александр Васильев. Коллекция миниатюр.

Историк моды и театральный художник А.Васильев (Париж) публикует западноевропейские миниатюры XVII -первой половины XIX веков из своего собрания, сопровождая каждую репродукцию подробными комментариями.

Лариса Тананаева. Три миниатюры из архива Российской академии наук в Санкт-Петербурге.

Цель статьи доктора искусствоведения, старшего научного сотрудника Государственного института искусствознания - ввести в историко-художественный контекст три уникальных портретных миниатюры, изображающих знаменитого астронома И. Кеплера и членов его семьи.

KALEIDOSCOPE

Exhibitions

Рецензии на художественные выставки.

Books

Рецензии на издания по искусству.

Анонсы

Анонсы арт-ярмарок, аукционов произведений искусства и художественных выставок в России и за рубежом.

Sales

Обзор наиболее интересных продаж на зарубежном антикварном рынке

МУЗЕЙ

Алан Р.Додж. Международная выставочная деятельность в Австралии.

Директор художественной галереи Западной Австралии в Перте подробно анализирует выставочную практику крупнейших музеев и галерей Австралии за последние тридцать лет.

КРИМИНАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Орест Кипренский возвращается.

Материал Министерства культуры рассказывает о судьбе "Портрета П.В. Басина" кисти О. Кипренского, который хранился в ГРМ, был на выставке в Крыму в 1941 году, откуда исчез в годы Второй мировой войны, а затем обнаружился на аукционе Sotheby's в 1996 году.

 

Адрес: 103001 Москва, Малая Бронная,32
Тел. (095) 290 41 12
Fax : (095) 202 37 95
Е-mail: pinak@mail.cnt.ru