Номер 6-7

       
 


 

Общество "Мир искусства можно по праву считать самым известным среди многочисленных группировок в русском искусстве. Мотивы своей склонности к творчеству мирискустнков каждый выбирает индивидуально. Одним близко их умение проникнутся духом искусства прошлых веков. Другие ценят эстетизм и стремление распространить Красоту на все, что окружает человека. Умеренное, домашнее эпикурейство мирискуснических произведений успокаивает душу третьих. Но, наверное , все согласятся с тем , что обаяния "Мир искусства", во-первых, в исключительной гуманитарной образованности его участников, а во-вторых, в том, что мирискусники добились признания, смело вторгаясь в области творчества, которые неведомы были им самим. Никто не учил Сомова иллюстрировать журналы и книги, Бакста - создавать эскизы костюмов и декораций, а Бенуа -писать критические эссе. Однако они стали мастерами этих жанров искусства, подтвердив плодотворность просвещенного дилентализма, что, безусловно, импонирует рядовому ценителю прекрасного на исходе XX века, ставя его в положение потенциально успешного творца .Однако здесь есть и другая сторона. Занимаясь разными областями художественной практики, мирискусники сумели эстетически осмыслить и "промежутки" между ними, включив в сферу искусства и художественную жизнь. Организация выставки, создание живописного оформления спектакля, газетно-журнальная полемика с оппонентами стали для них такими же профессиональным делом, как и собственное творчество. Мирискусникам удалось придать эстетический смысл соей "жизни в искусстве", включив ее в круг первостепенно значимых художественных и общественных явлений. Заслуга "Мир искусства" состоит в том, что благодаря этому обществу стало возможным новое отношение к художественному процессу ,свойственное уже XX веку, когда эстетически значим не только (порою - и не столько) результат, но и сам творческий замысел, его реализация и рефлексия по его поводу в обществе. Художники ХХ столетия смогли сделать фактами искусства собственные судьбы . не говоря уже об эстетической контекстуализации всего предметного мира. И хотя к концу столетия этот путь далеко развел понятия "Искусство" и "Красота", у истоков его в России стояли мирискусники - самые последовательные эстеты в новейшем отечественном искусстве. В год столетия первых публичных выступлений " мир Искусства" мы решили посвятить юбилею специальный сдвоенный номер " Пинакотеки" . наши авторы обращаются в первую очередь к тем аскетам. которые доселе либо оставались в тени, либо освещались недостаточно подробно или неполно. Надеемся, что это позволит по-новому оценить феномен "Мир искусства" и в перспективе прошедшего века, и на рубеже нового миллениума.

Андрей Толстой

 

картинка В. А. Серов.
Портрет С. П. Дягилева. 1904 г.



картинка К. А. Сомов. Маскарад.
1907 г.



картинка М. В. Добужинский.
Рим. Палатин. Развалины дворца Сентимия Севера. 1911 г. Собрание
Ю. А. Игнатьева, Москва.



картинка А. Н. Бенуа.
Эскиз костюма к балету "Петрушка" на музыку
И. Ф. Стравинского.
1911 г.



картинка Пьер Боннар.
Парижский уголок.
1905 г.



картинка Ранний китайский веер со слюдяными окошками в форме птиц, зверей и рыб.



картинка М. В. Добужинский.
Бакст. 1911 г.



картинка З. Е. Серебрякова.
Портрет Е. Е. Зеленковой(?), сестры художницы. 1913 г. Частное собрание.



картинка А. П. Боголюбов.
Спуск на воду крейсера "Адмирал Корнилов" в Сент Маризе в Бретани.
Частное собрание, Москва.



 

СОДЕРЖАНИЕ

КАМЕРА ОБСКУРА

Григорий Стернин. "Мир искусства" в машине времени.


Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, один из лучших специалистов по искусству России рубежа XIX-XX веков сопоставляет способность членов «Мира искусства» ощущать себя сразу в нескольких эпохах и ситуацию культурной рефлексии, в которой мы живем сегодня.

Алла Русакова. «Мир искусства» в отечественной культуре конца XIX – начала XX века.

Статья доктора искусствоведения, старшего научного сотрудника Государственного Русского музея посвящена художественной ситуации в России и роли художников «Мира искусства» в период с конца 1890 годов до 1906 года, то есть тогда, когда мастера этого Общества создали свои ставшие «классическими» произведения.

Сергей Голынец. Три «Мира искусства».

Кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой истории искусств Уральского государственного университета рассматривает три этапа истории «Мира искусства» – «дягилевский» (1898-1906), «петербургский» (1910-1924) и «эмигрантский» (воссозданный в1921году в Париже). В качестве приложения к статье публикуется шутливая «Ода на скончание Великого Поста» художника Ивана Билибина (комментарии Сергея Голынца).

Юрий Молок. Азбука «Мира искусства». Комментарии к «Азбуке» М.В. Добужинского. Часть I.

Искусствовед, знаток русской книжной и станковой графики, посвящает статью расшифровке смысла шаржей и стихов Мcтислава Добужинского, составивших «Азбуку "Мира искусства"»(1911;1943), в которых в ироническом виде представлены все члены Общества.

Юрий Герчук. Книги «балованного века».

Искусствовед, специалист по искусству книги, анализирует шедевры книжного творчества художников "Мира искусства", которые он расценивает как новый этап в становлении книжной формы, повлиявший на развитие этого вида творчества на протяжении всего ХХ века.

Ирина Уварова. «И закрылся веселый балаганчик…».

Автор – специалист по народной театральной культуре - прослеживает, как образ «балаганчика» – русского народного кукольного театра – воплотился и трансформировался в произведениях художников «Мира искусства», в частности, Александра Бенуа.

Маргарита Давыдова. Русские сезоны. Лев Бакст в спектаклях Русского Балета в Париже.

Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, специалист в области русской сценографии, анализирует эволюцию стиля театральных эскизов Л. Бакста в течение 1909-1912 годов.

Наталья Гусева. Николай Свирский, поставщик Двора Его Императорского Величества, и «Современное искусство».

Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель Фонда мебели, обращается к малоизвестному аспекту творчества художников «Мира искусства»: в январе 1903 года А. Бенуа, Е. Лансере, Л. Бакст, К.Коровин и А.Головин приняли участие в организации салона интерьеров в «неорусском» стиле и стиле модерн, получившем название «Предприятие "Современное искусство"». В создании интерьеров и мебели по эскизам художников принимала участие мастерская Николая Свирского, поставщика Императорского Двора. Предприятие финансировалось известными меценатами князем Сергеем Щербатовым и Владимиром фон Мекком.

Елена Беспалова. Бенуа и Пуаре.

Статья искусствоведа, специалиста по истории костюма, посвящена реакции Александра Бенуа, лидера и теоретика «Мира искусства», на показ моделей одежды французского кутюрье Поля Пуаре, который состоялся в России в октябре 1911 года

Владимир Лапшин. «Выставочная» проза Заметки о собирательстве, рынке и критериях выставочного успеха в конце XIX — начале ХХ веков.

Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, анализирует выставочную стратегию художников «Мира искусства» и и статистику их участия в художественном рынке России в сравнении с современными им другими творческими объединениями.

Андрей Толстой. «Мир искусства» и французская живопись.

Кандидат искусствоведения, специалист по русско-французским художественным связям XIX-XX веков, сопоставляет оценки французского искусства и творческие контакты с французским художниками конца XIX-начала ХХ века двух участников Общества "Мир искусства": его основного идеолога петербуржца Александра Бенуа и художника-критика – москвича Игоря Грабаря.

BLOW UP

Персоналия

Юрий Молок. Художник с живописным слухом. Визит к Дмитрию Бушену.

Воспоминания искусствоведа, знатока графики, о посещении в начале 1990х годов в Париже одного из последних художников "Мира искусства" – Димитрия Бушена.

Provenance

Екатерина Андреева. Пять рисунков Мстислава Добужинского из бывшего собрания В.Н. Аргутинского-Долгорукова.

Искусствовед, сотрудник Государственного Русского музея, рассматривает папку рисунков – мистификаций Мстислава Добужинского, выполнившего стилизации под Анутана Ватто, Рембрандта, Клода Лоррена.

Интерпретация

Елизавета Плавинская Стихии. Крепость норм и жажда свободы.

Автор анализирует образ природных стихий и их конфликт со стремлением к спокойной гармонии в живописных и графических произведениях трех «коренных» «мирискусников» - Александра Бенуа, Льва Бакста и Константина Сомова.

Александр Якимович Бенуа и Дягилев: Аполлон и Дионис «Мира искусства».

Доктор искусствоведения, специалист по искусству ХХ века, трактует роли Александра Бенуа и Сергея Дягилева в становлении «Мира искусства» как борьбу рациональности и иррационализма, в духе популярной на рубеже XIX и ХХ столетий ницшеанской антиномии «аполлонического» и «дионисийского» начал Мироздания.

Private collections

Список оригинальных литографий, ксилографий и офортов русских художников, помещенных в выпусках журнала «Мир искусства» (1899-1904 годы).
Коллекционер Михаил Зеликман сводит в единый список и комментирует все оригинальные гравюры, включенные в выпуски журнала «Мир искусства».
Произведения художников «Мира искусства» и их круга в частных собраниях.
Здесь опубликованы редкие и малоизвестные произведения из частных коллекций Москвы, а также Парижа, Кельна, Нью-Йорка.


Фаворит собрания

Наталья Осминская. Пленэрист Главного Морского штаба.

Статья о творчестве известного мастера морского пейзажа второй половины XIX века Алексея Боголюбова, иллюстрированная малоизвестными его произведениями из нескольких частных собраний.

Рынок

Федор Крюгер. Фрагмент утраченной панорамы.

Статья рассказывает об обнаруженном недавно фрагменте живописной панорамы мастера русского батального жанра рубежа ХIX-XX веков Франца Рубо, украшавшей Храм Славы в Тифлисе (Тбилиси) в Грузии.

София Покровская. Стопки «Семирамиды Севера».

Статья посвящена уникальным золотым стопкам времени Екатерины II. Появление памятника такого рода на московском антикварном рынке можно назвать сенсационным.

Иллюстрированный обзор наиболее интересных произведений на антикварном рынке Москвы и Санкт-Петербурга осенью 1998 года.

Результаты продаж произведений художников «Мира искусства» на зарубежных аукционах за последние несколько лет.

Увлечения

Елена Юрова. Театральные сумочки.

Материал, подготовленный знатоком и коллекционером русской вышивки, представляет две уникальные сумочки – одна из них была вышита по эскизу Константина Сомова, другая атрибутируется художнице русского авангарда Александре Экстер.

Элен Александр. Веера и опахала XVII-XVIII веков.

Английский коллекционер представляет свою уникальную коллекцию вееров, которая составляет основу собрания Музея вееров в Гринвиче, единственного официально зарегистрированного музея такого рода в мире.

Александр Червяков. Снаряд для навивания прохлады.

Старший научный сотрудник Московского музея-усадьбы Останкино прослеживает историю бытования веера в России XVIII-XIX веков на примерах из собрания музея.

Секреты обольщения.

Parfum au XVIIIe siиcle» Ghislaine Pillivuyt, посвященной «кухне» обольщения и увлечения XVIII века (ароматизирующим и косметическим веществам, мушкам и т.д.). Перевод с французского Андрея Толстого.

Текст

Макс Фридлендер. О состоянии экспертизы.

О подделках Главы из книги «Подлинник и подделка. Впервые на русском языке публикуются главы «О состоянии экспертизы» и «О подделках» из книги знаменитого австрийского искусствоведа и авторитета в знаточестве. Перевод с немецкого и вступительная статья Кирилла Светлякова.

KALEIDOSCOPE

Exhibitions

Рецензии на художественные выставки.

Books

Рецензии на издания по искусству.

Анонсы

Анонсы арт-ярмарок, аукционов произведений искусства и художественных выставок в России и за рубежом.

Sales

Обзор наиболее интересных продаж на зарубежном антикварном рынке

МУЗЕЙ

Музею семьи Бенуа в Петергофе – 10 лет.

Татьяна Вергун. Заведующая музеем представляет Музей семьи Бенуа (Государственный музей-заповедник «Петергоф») рассказывает об истории его создания и уникальных коллекций.

ХРОНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ

Михаил Мильчик. Хельсинки.

Кандидат истории архитектуры рассказывает о некоторых художественных достопримечательностях столицы Финляндии.

Артур Рондо. Встреча неоромантики с «золотым веком».

Татьяна Вергун Заметки о нескольких выставках русского искусства в Хельсинки в 1998 году.

КРИМИНАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Хищения.

Обзор некоторых дел о хищениях произведений искусства в России за середину и вторую половину 1998 года.

 

Адрес: 103001 Москва, Малая Бронная,32
Тел. (095) 290 41 12
Fax : (095) 202 37 95
Е-mail: pinak@mail.cnt.ru