Номер 5

       
 


 

Пятый номер журнала посвящен российским орденам и шире - памятникам военной истории, «искусству побеждать». Речь идет, конечно же, не об искусстве войны, а о культуре воинства как об искусстве. Дело не только и не столько в художественных достоинствах предметов, относимых к ведомству милитарики, сколько в самом эстетическом отношении к этой сфере. Именно здесь кроется причина, по которой Микеланджело создавал униформу для папской гвардии, Челлини оформлял рукояти клинков, а Позье - знаки российских орденов. Ряд примеров можно множить. И наряду с шедеврами в него войдут сотни и тысячи произведений разного вида и художественного класса. Как и в любом другом искусстве. Существует же в музыкальной культуре уважаемый жанр военного марша. Милитарика занимает тоже место среди предметных и изобразительных художеств. У нее есть свои законы, свои виды и жанры и свои темы: доблесть, победа, слава, триумф. Это мощные категории, и эмоциональный накал сообщаемый ими, роднит милитарику с высоким искусством классической трагедии, заставляя переживать аристотелев катарсис - возвышенный и очищающий восторг сопереживания торжества, попирающего смерть. Нам остается только сожалеть, что в течение долгого срока в нашей культуре преобладало литературно-историческое отношение к этой сфере. В таком виде она могла быть легко узурпирована государством и, став полем казенного панегирика, оторвана от человека. То ли дело «живая история» - вещи, хранящие память о тех, кому они принадлежали, о тех, кто их создавал, и передающие все это в прямом эмоциональном контакте, каждому, кто возьмет себе в труд их разглядеть. Вероятно поэтому коллекционирование, равно как и изучение эстетики милитарики, столь активно не поощрялось советской властью. Что обернулось колоссальными потерями и для памятников, и для людей. Яркое свидетельство тому - кулуарная скромность, с которой не отмечаются два крупных юбилея, могущие стать поводом для национального торжества: трехсотлетие учреждения первого и главного ордена России - ордена Святого Андрея Первозванного, и двухсотлетие создания Капитула российских орденов. Мы благодарны случаю обратиться с точки зрения художественного журнала к этой масштабной теме, где сливаются судьбы людей и государств.

Наталья Сиповская

 

картинка



картинка Крест ордена Андрея Первозванного.



картинка С.К. Зарянко.
Портрет поручика лейб-гвардии полка
А. Д. Пономарева. 1855 г.



картинка И.- Б. Лампи.
Парный портрет Великих князей Александра Павловича
(в костюме ордена
Св. Андрея Первозванного) и Константина Павловича
(в облачении ордена
Св. Александра Невского)



картинка И.- Б. Лампи.
Парный портрет Великих князей Александра Павловича (в костюме ордена Св. Андрея Первозванного) фрагмент



картинка Знак ордена Св. Александра Невского с бриллиантовыми украшениями.
С-Петербург. Мастерская
Д. Осипова, 1890-е гг.


 

СОДЕРЖАНИЕ

КАМЕРА ОБСКУРА

Амелехина Светлана. Орденский костюм при российском императорском дворе.


Старший научный сотрудник Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" подробнейшим образом воссоздает цельную картину, отражающую все этапы становления и развития орденского костюма на протяжении XVIII века.

Сиповская Наталья. Орденские сервизы.

Кандидат искусствоведения, научный сотрудник НИИ искусствознания рассматривает первые комплекты русской столовой посуды XVIII века, которые были заказаны русским двором и предназначались для сервировки стола, за которым в дни орденских праздников собирались кавалеры орденских союзов. Особое внимание автор уделяет культурному контексту, инспирировавшему появление орденских сервизов. В приложении даются реестры заказов и росписи, сделанные при получении изготовленных сервизов на фабрике Франца Гарднера в Вербилках.

М.Б. Русский "орденский" фарфор XIX века.

Публикация предметов "орденского" фарфора из фондов Государственного исторического музея с подробными комментариями.

Бубчикова Марианна. Сувениры полковых обедов.

Публикация меню и предметов сервировки второй половины XIX - начала XX века из фондов Государственного исторического музея с комментариями старшего научного сотрудника отдела керамики и стекла освещает почти забытую традицию военных товарищеских обедов. Меню, выполненные в технике литографии, позже - хромолитографии, специально заказывались профессиональным художникам, часто содержали пословицы, шаржи, шутливые тексты, сейчас являются свидетельством специфики офицерского быта.

Светлана Аргасцева. Об истории художественных панорам.

Статья кандидата искусствоведения, заведующей экспозиционным отделом музея-панорамы "Сталинградская битва" посвящена феномену художественных панорам. Этот вид искусства объединяет художественные средства живописи, скульптуры, театральной бутафории, светотехники и архитектуры. Искусство панорам, которое ныне является раритетом, в XIX веке было популярно и пользовалось большой популярностью. В статье дается обзор наиболее известных батальных живописных панорам.

Дэвид Эдж. Собрание оружия из коллекции Уоллес.

Куратор коллекции оружия рассказывает о наиболее ценных экспонатах собрания, начало которого было положено в 1860-е годы маркизом Хертфорд и впоследствии приумноженного его сыном, Ричардом Уоллесом. Коллекция включает восточное и европейское оружие и доспехи XV - XIX веков и является крупнейшим собранием такого рода в Европе.

BLOW UP

Атрибуция

Приймак Наталья. Поручик лейб-гусарского полка.

Автор - кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры, ведущий научный сотрудник отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи атрибутирует портрет военного работы популярного русского художника середины XIX века - Сергея Зарянко из собрания ГТГ. На основе подробного анализа мундира изображенного на портрете мужчины и архивных изысканий стало возможно установить личность модели.

Персоналия

Подстаницкий Сергей. Неизвестный русский баталист.

Популярный в начале века баталист А.Н.Попов ныне почти забыт. Но его работы время от времени появляются на антикварном рынке, что и послужило причиной интереса к этому имени.

Provenance

Сперанская Ольга. Портрет гетмана Платова. История одной находки.

Искусствовед, специалист по зарубежному рынку русского искусства прослеживает историю портрета знаменитого атамана Платова, участника войны 1812 года, работы английского художника Вильяма Бичи. Этот портрет, заказанный художнику ирландским аристократом, генералом Бересфордом, находился в частном владении более столетия, и недавно возник на антикварном рынке.

Интерпретация

Лебедев Алексей Копийное произведение в усадебной портретной галерее (вторая половина XVIII - начало XIX века).

Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ культурологи, на примере произведений "средних" мастеров, характеризует место портрета в русской усадебной культуре в конце XVIII - начале XIX века. Портрет воплощал в себе сословные представления о престиже, поэтому именно в этом жанре чаще всего встречаются копири. Часто предметом воспроизведения являлась не само полотно, а внешность модели. Автор констатирует, что представление о художественной ценности претерпело ряд значительных изменений, и в те времена копия ценилась много выше, чем в наши дни.

Private collections

Подборка памятников военной истории в частных собраниях Москвы.
Публикация произведений из частных собраний.
Мундиры.
Знаки российских орденов в частных собраниях.
Публикация знаков орденов высших достоинств из двух крупнейших московских частных собраний.


Interests

Наталья Маковская. Владимир Душкин: мастер исторической миниатюры.

Материал посвящен художнику-миниатюристу, знатоку военной истории, создавшему целую галерею "плоских фигурок" - "figurines plates", которые являются объектом коллекционирования. Владимир Душкин (1900-1989) принадлежал к первому поколению русской эмиграции, большую часть жизни прожил во Франции, и это первая в России публикация о художнике.

KALEIDOSCOPE

Exhibitions

Рецензии на художественные выставки.

Books

Рецензии на издания по искусству.

Анонсы

Анонсы арт-ярмарок, аукционов произведений искусства и художественных выставок в России и за рубежом.

Sales

Обзор наиболее интересных продаж на зарубежном антикварном рынке

МУЗЕЙ

Музей Суворова.

Представление музея Суворова (С-Петербург) и рассказ о его уникальной коллекции солдатиков.

ХРОНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ

Софья Покровская, Артур Рондо. Остров Мальта.

С. Покровская и А.Рондо делятся с читателями своими впечатлениями о путешествии на остров Мальту.

 

Адрес: 103001 Москва, Малая Бронная,32
Тел. (095) 290 41 12
Fax : (095) 202 37 95
Е-mail: pinak@mail.cnt.ru