Номер 3

       
 


 

Этот выпуск посвящен отражению в искусствознании конца столетия феномена многостилевого и щедрого на всевозможные варианты художественного процесса ХХ столетия таким, каким он вошел в Историю Искусства (в академическом смысле этого термина). Разумеется, здесь отражен не весь век и не все, что имело место по художественной части за последнее столетие. Но все же главная парадигма - рождение и зрелость символизма, выносившего в своем чреве зародыш авангарда; подъем и угасание авангардистского импульса; возникновение на его обломках тоталитарной культуры; появление, с одной стороны, института "национального искусства" в изгнании и проблемы адаптации одной культурной традиции в иных условиях, а с другой - творчества нон-конформистского, оппозиционного - получила конкретное отражение в разных материалах номера. Художественное наследие уходящего столетия нуждается в систематизации, ибо весьма многообразно, и в собирании, ибо грозит быть рассеянным. И мы уделяем специальное внимание атрибуциям произведений современного искусства и проблемам, встающим перед частным и музейным коллекционированием этого искусства. Тема "ХХ век как феномен истории искусств", как мы надеемся, не оставит равнодушными наших постоянных читателей и, надо полагать, побудит нас продолжить размышлять по ее поводу в следующих номерах "Пинакотеки".

Андрей Толстой

 

картинка И. Клон.
Без названия.
Около 1922г.



картинка П. Бромирский.
Мадонна с младенцем. Первая пол. 1910-г гг. Частное собрание, Москва.



картинка П. Уткин.
Торжество в небе.



картинка Наталья Гончарова.
Абстрактная компазия в пейзаже. Около 1922 г. Собрание Джулиана Баррона, Лондон.



картинка Наталья Гумилева.
Портрет Гумилева. Собрание Джона Стюарта, Лондон



картинка А. В. Щекотихина-Потоцкая.
Тарелка с агитационной надписью на немецком языке : "Да здравствует мировая республика Советов", с изображением русского крестьянина и немецкого рабочего 1925.



картинка Кубок из экзотического сейшельского ореха.
XVIII век. Галерея семьи д'Эсте, Модена.



картинка К. Малевич.
Автопортрет. 1933 г.



 

СОДЕРЖАНИЕ

КАМЕРА ОБСКУРА

Анатолий Стригалев. "…Там розы - голубые".


Подробное исследование истории организации московских выставок живописи "Голубая роза" (1907), "Венок-Стефанос"(1907-1908), а также "Салонов", организованных журналом "Золотое Руно"(1908-1910). Автор показывает, что эти выставки не только способствовали развитию русского символизма как художественного направления, но и были первыми шагами на пути формирования новых экспозиционных принципов, связанных с русским авангардом.

Александра Шатских Апокалипсический ангел Петра Бромирского.

Первое искусствоведческое исследование творчества почти забытого скульптора-символиста Петра Бромирского (1886-1919/20), участника выставки "Голубая роза", автора проекта памятника В. Сурикову на Красной площади. Автор показывает пластическое новаторство Бромирского и его влияние на формирование новых представлений о художественной форме в начале ХХ века.

Инесса Левкова-Ламм . На ослином хвосте к русской идее (От третьего Рима к Третьему Интернационалу).

Семантика произведений и теоретические установки русских художников-авангардистов сопоставляются со взглядами русских религиозных философов начала ХХ века. Это сравнение осуществляется в контексте национально-идеологической традиции так называемой "русской идеи", выросшей из исторической доктрины "Москва - Третий Рим", восходящей еще к ХV столетию.

Александр Парнис. Мава, злой дух и прекрасная женщина в "Изборнике" 1914 года. Прелиминарии к теме "Хлебников и Филонов"

Автор, проводя подробный анализ стихотворений Велимира Хлебникова, вошедших в книгу "Изборник", приходит к выводу, что в них зашифровано посвящение конкретному человеку, Ксении Богуславской, будущей жене Ивана (Жана) Пуни. Рассматривая рисунки Павла Филонова к этой книге, автор считает, что Пуни было известно об этом посвящении.

Дмитрий Панин. Кто художник?

Небольшое эссе-размышление о восприятии произведения искусства в ХХ веке, о творческой роли зрителя, его "сотворчестве" с художником русского философа Дмитрия Панина, проведшего 16 лет в советских тюрьмах и ссылках, а последние 15 лет своей жизни - в эмиграции во Франции.

Андрей Толстой. Эмиграция и судьба художественной эпохи.

Благодаря эмиграции главных представителей такого направления русского искусства начала ХХ века, программно ориентированного на традицию, как "Мир искусства", оно смогло выжить и даже развить свои художественные принципы на протяжении 1920-х -1930-х годов. Важное содействие в этом оказали художникам русские эмигрантские журналы, в частности, "Жар-птица" (1921-1926).

Евгений Барабанов. Русское искусство в постисторических контекстах.

Автор анализирует сегодняшнюю ситуацию в российской истории искусств и художественной критике. После крушения концепции "единой истории" искусства ее место заняло множество игнорирующих друг друга сепаратных "историй" с собственными критериями и оценками.

Андрей Ковалев. Введение в музей современного искусства.

Автор предпринимает попытку всесторонне проанализировать Музей как культурный феномен: проследить генезиз этого института, показать специфику взаимоотношений Музея и актуального искусства в XX веке, а также очертить историю музеефикации modern and contemporary art во второй половине столетия.

Анна Чудецкая. Музей современного искусства под патронажем фирмы "Фольксваген".

Материал представляет читателю новый музей современного искусства в Вольфсбурге (Германия), описывает его структуру, принципы комплектования коллекции и выставочную концепцию. Адальжиза Лульи. От чудесных предметов к искусству чудес.

Перевод с итальянского публикации профессора А. Лульи (1946-1995), посвященный феномену "чудесного", или диковинного (meraviglia), привлекающему во все времена коллекционеров, а в ХХ веке осознанному как художественный принцип в изобразительном искусстве.

А.Т. "Сенсация" на Пикадилли.

Статья рассказывает о нашумевшей выставке "Sensation" в Королевской Академии художеств в Лондоне, где были представлены произведения наиболее радикальных современных английских художников, находящиеся в собрании галереи Саачи. Автор прослеживает связь между стремлением к натурализму в 1990-х и давней традицией собирать и показывать всякого рода экзотические курьезы и отталкивающие редкости.

BLOW UP

Атрибуция

Георгий Коваленко. Об атрибуции произведений Александры Экстер.

Статья содержит ряд интересных наблюдений, накопившиеся за годы изучения, поисков и атрибуции произведений одной из ярких художниц русского авангарда. Автор разоблачает фальшивки, появлявшиеся за последние десятилетия на антикварном рынке, в том числе и на аукционах Сhristie's, и аргументирует свою точку зрения на атрибуцию Экстер некоторых произведений (в том числе из одного частного мюнхенского собрания), авторство которых некоторыми другими российскими специалистами ставится под сомнение.

Интерпретация

Григорий Забельшанский. Мавзолей советского авангарда (храмовое действо как синтез искусств).

Автор пытается почти по-академически беспристрастно рассмотреть одно из самых символических и вместе с тем одиозных архитектурных сооружений в советской истории - Мавзолей В.И.Ленина. Он обнаруживает его исторический прототип в вавилонском зиккурате и реконструирует ритуальный характер каждого посещения этого уникального памятника, считая необходимым сохранить его для истории.

Provenance

Григорий Козлов. Охота за "Страшным судом".

Предметом интереса автора стала судьба триптиха Ханса Мемлинга "Страшный суд" из музея Народове в Гданьске (Польша). Его история напоминает детективный роман: заказанный в 1467 году флорентийским банкиром, триптих был захвачен пиратами, привлекал внимание Петра Великого, был украшением музея Наполеона в Лувре….

Частные собрания

Публикация Сержа Есаяна (Париж). Русское искусство 1910-х - 1920-х годов в частных собраниях Парижа и Лондона.

Наиболее значительные произведения русской живописи и графики из частных коллекций Парижа и Лондона, в том числе работы Н. Рериха, Н. Гончаровой, К. Малевича.

Джулиан Барран. Новая коллекция русского авангарда.

Публикация произведений русского авангарда из недавно сформированной лондонской частной коллекции. Среди произведений - работы К. Малевича. М. Шагала, А. Экстер, А. Родченко и др.

Лидия Андреева. Увлечение, ставшее профессией.

Материал о редких образцах агитационного фарфора 1910-1920х годов из частного собрания Алексея Гарина (Москва).

Рынок

Таблица: Искусство ХХ века на аукционах "Sotheby's и Christie's во второй половине 1997 года.

Михаил Зеликман. В Интернет за антиквариатом.

Информационный материал для пользователей сети Интернет, интересующихся антикварным рынком. Содержит сведения о нахождении ресурсов с помощью различных поисковых систем.

Увлечения

Анна Чудецкая. Постеры на торгах Christie's.

Аналитический обзор, предметом которого является состояние антикварного рынка постеров (в том числе и русских плакатов) по материалам торгового дома Christie's.

Сергей Чередниченко Печатная графика как предмет коллекционирования.

Директор музея рекламы при одном из московских рекламных агентств делится своими наблюдениями о коллекционирование печатной продукции в России.

KALEIDOSCOPE

Exhibitions

Рецензии на художественные выставки.

Books

Рецензии на издания по искусству.

Анонсы

Анонсы арт-ярмарок, аукционов произведений искусства и художественных выставок в России и за рубежом.

Sales

Обзор наиболее интересных продаж на зарубежном антикварном рынке

ХРОНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ

Ольга Козлова. Кельн.

Посещение немецкого города Кельна может стать очень познавательно для путешественника, интересующегося искусством…

КРИМИНАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Джеймс Эмсон. В поисках похищенных сокровищ.

Директор службы "International Art and Antic Loss Register" (Лондон) предоставил материал о принципах работе своего агентства и о результатах поиска похищенных произведений искусства. Небольшое эссе-размышление о восприятии произведения искусства в ХХ веке, о творческой роли зрителя, его "сотворчестве" с художником. Материал дополнен интервью с Дж. Эмсоном, подготовленным Еленой Скворцовой.

Lidia Iovleva. Vrubel and the Moscow Patrons.

Перевод на английский статьи из каталога выставки Михаила Врубеля в Государственной Третьяковской галерее, который является приложением к журналу "Пинакотека" за 1997 год. Автор описывает отношение к творчеству Врубеля московских меценатов и коллекционеров.

 

Адрес: 103001 Москва, Малая Бронная,32
Тел. (095) 290 41 12
Fax : (095) 202 37 95
Е-mail: pinak@mail.cnt.ru