Номер 2

       
 


 

Русская культура екатерининской поры, которой посвящен этот номер, с недавнего времени стала одной из самых модных тем. В этом можно увидеть пример исторической справедливости, выдвинувшей на первый план действительно мощную эпоху, примечательную грандиозными свершениями, великолепными памятниками и монументальными фигурами. Но в то же самое время нельзя не удивиться тому, сколь мало изучена и понята эта эпоха, скрытая от нас не только "пылью веков", но и плотным покровом устоявшихся штампов. Первый из мифов о "фамусовском комплексе" русского XVIII века - времени грубого насилия над национальной культурой, обернувшегося узколобым варварством наскоро европеизированных бар, был разрушен еще стараниями мир искусников. Через полвека под пером семиологов пал миф о безмыслии, пустоте и простоте затей слишком "пафосного" и куртуазного столетия. Эпоха стала понятнее. Но процесс дешифровки смыслов и значений заслонил непосредственное восприятие произведений тех лет. Поэтому, придумывая этот номер, мы отдавали предпочтение материалам, позволяющим спокойно и непосредственно взглянуть на памятники, лица, ситуации. В этом смысле публикацию статьи Николая Николаевича Врангеля, отличавшегося редкой чувствительностью к художественному классу памятника, несмотря на все очевидные теперь фактические и смысловые огрехи, можно счесть для нас принципиальной. Хотелось бы из-под бремени теперешней умудренности и знаний научиться открытыми глазами смотреть на эпоху, определенную некогда Пушкиным как время " для жизни живущих людей".

Наталья Сиповская

 

картинка



картинка Д. Г. Левицкий.
Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия
Начало 1780-х.



картинка Дворцовая люстра с колбами золотого рубина, хрустальными перьями и серебряной фигуркой путти
Россия, рубеж 1797 г. Собрание В. М. Голод,
С.-Петербург



картинка Хенри Фюсли.
Художник, пораженный величием древних руин 1778-1779гг. Цюрих.



картинка Константин Сомов
Дама на горшке.
1900-е гг.



картинка М. И. Козловский/?/
Аллегория на учреждение Великого Приоратства Ордена Св. Иоанна Иерусалимского в России. 1797.



картинка Образцы ямовых масс.
Музей Веджвуда. Стаффордшир. 1773-76гг.



картинка Столик с росписью галантными сценами и цветами.
Россия, 1760-70-е гг.



картинка
Фараон.

Россия, Строгановское училище. 1910-е гг.



 

СОДЕРЖАНИЕ

КАМЕРА ОБСКУРА

Надежда Окуренкова. Екатерининские залы Таврической выставки.


Сотрудник Государственной Третьяковской галереи комментирует публикуемую следом статью Н.Врангеля, сосредотачивая основное внимание на залах, в которых экспонировались произведения мастеров "века Екатерины Великой". Автор не только реконструирует экспозицию, но и прослеживает дальнейшую судьбу некоторых экспонировавшихся на Таврической выставке полотен.

Барон Николай Врангель. Портретная выставка в Таврическом дворце.

Выставка, организованная С.П. Дягилевым в 1905 году, представляла 2335 произведений живописи, графики и скульптуры, и была, по сути, первой полноценной ретроспективой русского портрета конца XVII - начала ХХ веков в истории русского искусства. Статья замечательного искусствоведа барона Врангеля была одним из самых глубоких откликов современников на эту уникальную экспозицию.

Светлана Ахмелихина. Коронация императрицы Екатерины II.

Научный сотрудник Музеев Московского Кремля, основываясь на архивных данных, в подробностях восстанавливает подготовку к коронации Екатерины (в частности, изготовление парадных императорских регалий) и реконструирует саму церемонию в кремлевском Успенском соборе.

Юрий Герчук. Василий Баженов - черты личности.

Опираясь на редкие архивные источники, известный историк искусства реконструирует "документальный портрет" выдающегося зодчего русского классицизма. Баженов предстает в этой статье необычайно масштабной фигурой, который, несмотря на то, что оставил немного завершенных зданий, своими эскизами и концептуальными идеями оказал значительное влияние на последующее развитие русской архитектуры.

Игорь Рязанцов. Рельефы Московского Сената.

Ведущий научный сотрудник НИИ Российской Академии художеств исследует иконографию рельефов в интерьере Сената, сооруженного в 1776-1787 годах по проекту Матвея Казакова в Московском Кремле. Автор показывает, как этот ансамбль раннего классицизма своим скульптурным декором аллегорически прославлял дела и помыслы просвещенной монархии.

Л. Маркина. Живописный цикл Ф. А. Моллера для Большого Кремлевского дворца.

Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ГТГ публикует историю создания и подробное описание монументального цикла российского немца Ф. Моллера, исторического живописца и портретиста(1812-1874).

Наталья Евсина. "Дивная … памятная вещь". Фейерверки в России.

"Огненные развлечения", то есть фейерверки, были весьма распространены в России XVIII века. В статье ведущего научного сотрудника Государственного института искусствознания рассказывается о фейерверках, сопровождавших празднования военных побед, знаменательных дат в жизни императорского двора и иные торжества. Выявлен генезис этой необычной художественной формы и ее эволюция на протяжении XVIII столетия.

Любовь Савинская. Страницы из дневника путешествий Екатерины Петровны Барятинской по Европе. 1789-1792.

Научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина публикует и комментирует фрагменты недавно обнаруженного путевого дневника, в котором описаны путешествия по городам Германии, Голландии и Италии. На его страницах княгиня Барятинская описывает понравившиеся ей произведения и рассказывает о встречах с художниками. Одной из них была известная художница Ангелика Кауфман, у которой Барятинская купила пять работ, включая заказанный собственный портрет с семьей. (Ныне он хранится в собрании ГМИИ и впервые публикуется в данной статье).

Николай Молок."Faire Grant". Мегаломания в архитектуре XVIII века.

Статья кандидата искусствоведения исследует склонность архитекторов XVIII века к проектированию огромных сооружений. В большинстве случаев эти проекты не имели практического назначения, а воплощали некие "вечные" архитектурные образы и формы: образ Горы; Римские развалины, как у Пиранези и "космические формы", как у Булэ.

Лидия Ляхова. Возрожденная "Этрурия" Джозайи Веджвуда.

Статья научного сотрудника Государственного Эрмитажа посвящена рассмотрению нескольких ваз, произведенных на керамической мануфактуре "Этрурия", основанной Джозайей Веджвудом в 1769 г.К этому времени тонкий веджвудский фаянс "цвета сливок" был уже известен, и королева Шарлота повелела именовать его "фаянсом королевы". Новая мануфактура была призвана продолжить ремесленную традицию мастеров античной керамики.

Наталья Сиповская. Царственная молочница.

Отталкиваясь от истории сооружения типичной "folie" - молочной фермы Великой Княгини Марии Федоровны в Павловске (1782), автор - старший научный сотрудник Государственного института искусствознания - рассматривает скрытые за этим, на первый взгляд, частным фактом аллюзии культуры раннего сентиментализма к многовековому образу "Природы-Млекопитательницы", берущего начало от античного мифа о происхождении Млечного пути из "млека Геры" и воплотившегося в конце XVIII столетия в фигурках счастливых фарфоровых пастушек.

Андрей Толстой. Телескоп или монокль? Как смотрели люди искусства Серебряного века на людей и искусство XVIII столетия.

Статья ведущего научного сотрудника НИИ Российской Академии художеств исследует взгляды на историю искусства XVIII века представителей группы "Мир искусства", в первую очередь тех, кто сочетал творческую практику художника и историка искусства - Александра Бенуа и Игоря Грабаря, а также Константина Сомова. Для мирискусников восемнадцатое столетие было любимой эпохой, но каждый из них видел и находил в ней то, что было ему ближе: аппетитные мелочи - "скурильности"(Сомов) или приметы времени - "эпошистость" (Бенуа, Грабарь).

BLOW UP

Атрибуция

Наталья Уварова. Николай Львов или Иван Тупылев?

Статья научного сотрудника Государственного Русского музея представляет собой исследование провенанса иллюстрированного манускрипта "Метаморфоз" Овидия, авторство иллюстраций в котором долгое время приписывалось Николаю Львову. В XVIII столетии автором было принято считать не непосредственного исполнителя, а инициатора идеи или программы того или иного произведения. На основе документов и стилистического анализа Н. Уварова доказывает, что справедливость требует признать рассматриваемую серию иллюстраций работой практически забытого мастера Ивана Тупылева, который был тем не менее академиком и профессором Императорской Академии художеств. Замысел же большинства иллюстраций принадлежал действительно Львову - одному из самых блестящих умов русского Просвещения.

Галина Есипова. История старинного шкафа.

Научный сотрудник Государственного Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина воссоздает необычную историю резного шкафа-поставца, долгое время находившегося в постоянной экспозиции музея. Изготовленный в Лионе в XVI столетии и трижды чудом избежав уничтожения, шкаф попал в собрание Александра Базилевского(1829-99), экспонаты из которого не раз демонстрировались на Всемирных выставках в Париже последней трети XIX столетия. В нынешнем виде этот предмет состоит из элементов и деталей, изготовленных в XVII веке, которые сочетаются с позднейшими вставками, относящимися том числе и к ХХ столетию.

Петр Дружинин. К атрибуции "Портрета неизвестного сановника" 1800 года работы Федота Шубина.

Основываясь на архивных изысканиях, автор убедительно доказывает, что созданный в 1800 году замечательным скульптором Федотом Шубиным бюст является портретом генерал-фельдмаршала князя Николая Васильевича Репинина (1734-1801) - известного военачальника, дважды удостоенного Ордена Св. Андрея Первозванного.

Интерпретация

А. Ипполитов. Восток и Запад в "Scherzi di fantasia" Тьеполо.

В статье старшего научного сотрудника Государственного Эрмитажа проводится детальный сравнительный анализ гравюр известной серии Джованни Баттиста Тьеполо и его же монументальных произведений. Автор склоняется к предположению, что цикл "Scherzi" был своего рода творческой лабораторией, в которой выдающийся мастер XVIII столетия опробовал свои новые художественные идеи и образы, основанные на сложных символах и аллегориях.

Увлечения: оружие

Е. Яблонская. О выставке "Золотой век голландского искусства".

В статье научного сотрудника Музеев Московского Кремля проанализирована экспозиция из частной коллекции Хендрикуса Лукаса Виссера (Нидерланды), состоявшаяся в залах Успенской Звонницы. Выставка продемонстрировала лучшую часть собрания Виссера - парадные пистолеты с рукоятями, целиком выточенными из слоновой кости.

И . Комаров. Логин Жихарев, Семен Леонтьев, год 1701….

Статья представляет собой рассказ о недавнем уникальном открытии - появлении из небытия двух трехфунтовых пушек, отлитых в самом начале XVIII века двумя лучшими мастерами того времени.

Публикации

Русский XVIII век в частных собраниях.

Репродукции и описания наиболее интересных произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, созданных в России в XVIII столетии и находящихся в частных коллекциях.

Рынок

Наиболее значительные произведения, зафиксированные на антикварном рынке в Москве. Январь - июнь 1997 года. Результаты продаж произведений русского искусства на зарубежных аукционах летом 1997 года М. Чапкина. "Шагреневые переплеты старинных книг..." Русская книга XVIII века (1725-1800) на аукционных торгах. Аналитический обзор продаж антикварных книг в Москве и за рубежом.

Коллекционирование

Западноевропейская живопись на антикварном рынке в Москве

В. Садков. Старые европейские мастера на московском антикварном рынке.

Обзор наиболее значительных произведений западноевропейской живописи XVII- начала XX веков, представленных на столичном антикварном рынке весной и летом 1997 года.

А. Киселева. Экспертиза европейской живописи: обзор, статистика, оценка.

Обзор произведений XVI - XIX веков, исследованных во Всероссийском художественном научно-исследовательском и реставрационном центре имени И.Грабаря за последние два года.

KALEIDOSCOPE

Exhibitions

Рецензии на художественные выставки.

Books

Рецензии на издания по искусству.

Анонсы

Анонсы арт-ярмарок, аукционов произведений искусства и художественных выставок в России и за рубежом.

Sales

Обзор наиболее интересных продаж на зарубежном антикварном рынке

ХРОНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ

Софья Покровская, Артур Рондо. Париж.

Путеводитель по самым художественно значимым местам французской столицы, дополненный отдельным очерком о двадцатилетней истории Центра имени Ж. Помпиду.

КРИМИНАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Хищения

Информация о произведениях искусства из некоторых российских музеев и частных собраний, находящихся в розыске на июнь 1997 года.

Реклама на сайте:
Музыка от студии Raz Klinghoffer

 

Адрес: 103001 Москва, Малая Бронная,32
Тел. (095) 290 41 12
Fax : (095) 202 37 95
Е-mail: pinak@mail.cnt.ru